Факт дня: у большинства онкологических пациентов наблюдается недостаток физической активности*.
* Kortebein P, Ferrando A, Lombeida J, Wolfe R, Evans WJ. Effect of 10 days of bed rest on skeletal muscle in healthy older adults. Jama 2007;297:1772-4.
Казалось бы: ну недостаток и недостаток, в чем проблема, собственно? Понятно, что больные, особенно на фоне агрессивного лечения, чувствуют слабость и упадок сил – какие тут еще физические нагрузки.
А между тем, это проблема – иначе ей не были бы посвящены исследования. Следите за логикой:
Чем меньше физической нагрузки – тем меньше (реже и слабее) задействуются мышцы.
«Раз мы не пользуемся мышцами – значит, они нам не нужны», – решает организм, который всегда идет по пути наименьших энергопотерь.
Раз мышцы не нужны – не нужно тратить много энергии на их поддержание (и тем более рост). 1 кг мышечной массы в сутки расходует около 13 ккал – без нагрузки на них. А 1 кг жира, для сравнения – всего около 4 ккал.
Мышечная масса снижается, организм «доволен»: программа по оптимизации расхода энергии выполняется.
Снижение мышечной массы замедляет обмен веществ – чем меньше объем мышц, тем меньше энергии перерабатывает организм. При этом замедление обмена веществ при отсутствии изменений в рационе выполняется за счет снижения усвоения белков.
Итог: поступающий с пищей белок хуже усваивается, а пациент теряет «здоровый» вес, который необходим для успешного лечения.
Поэтому онкологическим больным рекомендовано не только оптимальное питание, но и физические нагрузки – чтобы белок усваивался, а мышцы не «ссыхались». Оптимально – когда в режиме больного есть и аэробные нагрузки (ходьба, бег, плавание и т. п.), и силовые упражнения. В этом случае потеря веса будет значительно менее выражена, а метаболизм будет на высоком уровне, необходимом для успешного лечения и реабилитации.